История айкидо - Стрит-АЙКИДО клуб

ТЕБЕ НЕ НУЖНЫ ДОМА, ДЕНЬГИ, ВЛАСТЬ ИЛИ ПОЛОЖЕНИЕ, ЧТОБЫ ПРАКТИКОВАТЬ ИСКУССТВО МИРА. НЕБЕСА - ТАМ, ГДЕ ТЫ СЕЙЧАС СТОИШЬ, И ЭТО КАК РАЗ ТО МЕСТО, ГДЕ МОЖНО ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

О-СЕНСЕЙ МОРИХЕЙ УЭСИБА

Современное айкидо для самообороны

История айкидо

Иероглиф айкидо

Айкидо — относительно молодое боевое искусство, основанное на принципах и техниках различных школ, которые были распространены в Японии в разные годы её истории. В буквальном переводе с японского "айкидо" означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки).

Айкидо отличается от других, рождённых в Японии боевых искусств, ярко выраженным оборонительным характером, отсутствием состязаний и системой тренинга, приемлемой для людей любоговозраста, пола и физических возможностей. А также глубокой философией, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии через овладение энергией Ки.

О-Сенсей Морихей Уэсиба

Основатель айкидо Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца. Отец Морихэя, Ёроки Уэсиба, избирался членом местного муниципалитета и был одним из уважаемых людей.

В отрочестве Морихэй Уэсиба был хрупким и болезненным, однако, энергичность, целеустремленность и хорошие манеры выгодно отличали его от других детей. Духовное и интеллектуальное развитие юного Морихэя во многом определялось влиянием буддийских священников Фудзимото Мицудзо и Насу Тасабуро, бывших его наставниками. По настоянию отца он занимался плаванием и сумо. В это время начал проявляться его интерес к боевым искусствам.

Успешно освоив программу школы и колледжа, молодой Уэсиба стал работать служащим в налоговом управлении, а затем, в 1901 году, полный честолюбивых замыслов, уехал в Токио. Он изучает торговое дело, а потом открыл в квартале Асакуса собственный магазин "Уэсиба Сокай". Его интерес к будо постоянно рос, он тратил все свободное время на обучение Кито-Рю Дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также Кэн-дзюцу в додзе Синкагэ-Рю. Однако, вскоре он заболел авитаминозом и вынужден был возвратиться в Танабэ, где спустя некоторое время женился на подруге детства Хацу Итокава.

Мысль о необходимости укрепления здоровья не оставляла его и, едва оправившись от тяжелой болезни, он приступил к ежедневным тренировкам, безжалостно увеличивая нагрузки. Постепенно его силы восстановились, и накануне своего двадцатилетия Морихэй выглядел совершенно иначе. Его тело покрывала броня мускулов и, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см.), он был значительно сильнее многих. Однако, чисто физическое совершенство не удовлетворяло его и Уэсиба отправился в Сакай к известному мастеру Накаи Масакацу изучать Гото-Ха Ягю-Рю Дзюдзюцу. Полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В этот период Уэсиба отдавал много сил решению местных социально-экономических проблем, и его бурная политическая деятельность принесла ему известность и уважение жителей Танабэ. Он был полон сил и обладал несгибаемой волей. Его стремление всегда быть впереди других проявлялось во всём, в том числе и в деревенских состязаниях по приготовлению рисовых лепёшек. Уэсиба столь искусно и энергично управлялся с тяжёлой кувалдой, с помощью которой сбивалась рисовая масса, что оставлял позади всех соперников.

В 1903 году отношения между Россией и Японией серьёзно осложнились, и Уэсиба вступил добровольцем в расквартированный в Вакаяме пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Высокие духовные и физические качества, воинское мастерство и доблесть Уэсибы в период боевых действий были высоко оценены командованием, ему был присвоен чин сержанта. Незадолго до демобилизации Уэсиба получил предложение поступить в военную академию, однако, он решительно отказался от продолжения военной карьеры.

Возвратившись в Танабэ. он с головой погрузился в общественную жизнь округа, что, однако, не помешало ему организовать для молодежи клуб дзюдо, под руководством имевшего тогда третий дан Киечи Макаги, где Уэсиба и сам усердно тренировался. Одновременно он продолжал совершенствоваться в Ягю-Рю у Накаи, с которым не порывал связи на протяжении всего периода армейской службы, и в 1908 году получил диплом этой школы.

В 1910 году японское правительство приступило к осуществлению проекта массового заселения острова Хоккайдо. Уэсибу привлекала перспектива сменить обстановку и испробовать силы в освоении новой территории. Он возглавил группу энтузиастов, которая весной 1911 года начала возделывать земли вокруг Cиротаки в провинции Китами.

В течение первых двух лет усилия колонистов не приносили ощутимых результатов, однако, трудолюбие и упорство, в конце концов, победили. Земля начала давать хороший урожай. Уэсиба целиком был погружён в дела колонии. По его инициативе построили торговый центр, школу и больницу, он внёс существенный вклад в расширение местного храма и организовал ассоциацию по строительству в регионе железной дороги. Его забота о всеобщем благе, самоотверженность и предприимчивость вызывали доверие и уважение поселенцев, которые почтительно именовали его "Король Cиротаки".

В феврале 1915 года, во время поездки в Энгару, Уэсиба повстречал известного мастера Дайто-Рю Дзюдзюцу Сокаку Такэда, который согласился обучать его искусству и, спустя некоторое время, приехал в Cиротаки. Уэсиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нём, включая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной платы за обучение, составлявшей от трехсот до пятисот йен за каждый новый приём. Будущий основатель айкидо отдавал все силы (равно, как и деньги) учёбе и, прозанимавшись непосредственно с Такэдой в общей сложности не более ста дней, получил в 1916 году заветный диплом Дайто-Рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 года Уэсиба получил известие о тяжелой болезни отца и, оставив всё своё имущество учителю Такэда, отправился на родину. По дороге он узнал, что в Аябэ живёт Преподобный Ванисабуро Дэгучи, глава синтоистской секты Омотокио, обладающий огромным духовным потенциалом. Готовый на всё, чтобы вылечить отца, Уэсиба решил посетить Аябэ и вознести молитвы о его выздоровлении. Встреча с Дэгучи произвела неизгладимое впечатление на Уэсибу. Прибыв на родину в Танабэ, к своему глубокому огорчению он узнал, что отец умер четыре дня назад.

Глубоко опечаленный потерей самого любимого в мире человека, ощущая своё бессилие перед неумолимой смертью, Уэсиба замыкается в себе и проводит время в страстных молитвах и размышлениях.

Истерзанный сомнениями, Уэсиба, в конце концов, принимает решение стать учеником Преподобного Дэгучи и переезжает с семьёй в Аябэ, где ведёт жизнь аскета, полностью отдаваясь духовному самосовершенствованию, физическому труду и занятиям будо, в т. ч. изучению искусства владения копьем.

В 1924 году Дэгучи предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе объединения новых религиозных течений. Уэсиба, в числе нескольких наиболее доверенных адептов секты, сопровождает его в этом полном опасностей путешествии по территории, на которой в то время сражались китайская и японская армии. Благородная миссия Дэгучи потерпела крах и её участники, перенесшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

О-Сенсей Морихей Уэсиба

Возвратившись летом 1921 года в Аябэ, Уэсиба вновь посвятил себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. Именно тогда ему нанес визит один морской офицер - эксперт по кэндо, беседа с которым неожиданно переросла в конфликт и завершилась дуэлью. Вооружённый деревянным мечом офицер яростно атаковал Уэсибу, однако, ни один из его ударов не достиг цели. Окончательно обессилев, он опустился на землю и Уэсиба объяснил ему, что чувствовал каждый удар ещё до того, как он был нанесён в действительности. Эта способность предвидеть действия противника впервые проявилась у него в Монголии, когда пытавшийся убить Уэсибу китайский солдат к своему изумлению обнаружил его после выстрела у себя за спиной. По словам самого Учителя, он получил мысленный импульс, свидетельствующий об агрессивном намерении за долю секунды до реального действия.

Отдыхая после дуэли в саду, Уэсиба вдруг испытал доселе неизвестное ему чувство. На него снизошло откровение, и ему открылась сущность будо. Он не мог двинуться с места и ощутил наполнившую его душу и тело просветлённость. Окружающий его мир начал вибрировать, а от земли поднялся и окутал его золотистый туман. В этот момент он понял, что истинное будо заключается не в том, чтобы повергнуть противника с помощью силы, а в том, чтобы сохранить мир и гармонию во Вселенной, благосклонно принять всё сущее и способствовать его расцвету. Он осознал, что практика будо неизбежно должна приводить к совершенствованию нас самих и окружающего нас мира. Это озарение круто изменило его жизнь и привело к созданию айкидо.

Духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятия Всеобщей Любви и Гармонии, Уэсиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назвал айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов, известность Учителя Уэсибы быстро расла, его дом в Аябэ всё чаще посещали известные мастера будо, высокопоставленные политические деятели и военные. В 1927 году, по приглашению одного из своих покровителей, адмирала Такэситы, он переехал в Токио, где начал обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Он постоянно получал приглашения продемонстрировать своё мастерство, провёл двадцатиоднодневный семинар для членов Императорской Гвардии, имевших не ниже пятого дана по дзюдо или кэндо. Вместе с тем, постоянного Додзё он в ту пору ещё не имел и был вынужден арендовать залы в различных районах Токио.

О-Сенсей Морихей Уэсиба

Одним из наиболее памятных событий этого периода стало посещение школы Уэсибы основателем дзюдо профессором Дзигаро Кано, который, резюмируя свои впечатления, сказал: "Вот мой идеал будо", - и вскоре направил несколько своих лучших учеников в Айки Додзё.

Весной 1931 года завершилось строительство нового Додзё в Ушигомэ (ныне Синдзюку) Вакамацу-хо, которое получило название Кобукан. В то время число постоянно живших в школе Уэсибы учеников - учидэши - не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако, даже эти молодые силачи с трудом выдерживали тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как "Адское Додзе в Ушигомэ".

Эти годы можно с полным правом назвать периодом расцвета айкидо: имя Учителя Уэсибы пользовалось высоким авторитетом в сфере будо, его искусство было общепризнанно, число занимающихся и филиалов постоянно росло.

О-Сенсей Морихей Уэсиба

С началом Второй Мировой войны большинство талантливых учеников Уэсибы было призвано в армию и деятельность Кобукана замерла. Сам Учитель, которому претила мысль об использовании будо в милитаристских целях, удалился в Ивама (префектура Ибараки), где находится "Святыня Айки" и посвятил себя занятиям будо и земледелию. Тренировки в токийском Центре вёл его сын Киссёмару и именно в это время название "айкидо" начало использоваться официально.

Окончание войны и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо, продлившийся около двух лет. В 1948 году организация айкидо под новым названием АЙКИКАЙ возобновила свою деятельность и получила официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дэайдан Ходзин (Общественно полезная школа). Начался период возрождения и бурного распространения айкидо сначала в Японии, а затем и во всём мире. К середине 70-х годов процесс интернационализации айкидо охватил около тридцати стран. В 1976 году была создана Международная федерация айкидо (IAF), которая по настоящее время координирует деятельность более сорока национальных организаций айкидо, объединяющих в своих рядах (в т. ч. и в Японии) свыше миллиона человек.



В статье использованы материалы, опубликованные в изданиях:
Уэсиба Киссёмару, АЙКИДО Ходзанся, Токио, 1985 г.
Тиссье Кристиан, АЙКИДО. Основной курс, т.1 СЕДИРЕП, Болонья, 1982 г.